среда, 10 марта 2010 г.

Старшие Арканы Таро. Каббалистические Пути


СТАРШИЕ АРКАНЫ  от Шута до Вселенной (22) символизируют весь жизненный цикл существования человека, от первого шага до врат в следующую жизнь. Когда поставленная цель достигнута, возникает следующая, более сложная и глубокая, поэтому окончание чего-то одного всегда является началом чего-то другого, и цикл повторяется вновь. Каждый аркан отражает позитивные и негативные стороны опыта человека. Ни одна карта в Старших Арканах не является безусловной, хорошей или плохой, она просто отображает опыт, который может быть легче или труднее…
КАББАЛА И ТАРО. Старшие арканы Таро и каббалистические Пути можно рассматривать двумя различными способами.

Если продвигаться по Древу Жизни сверху вниз, то перед нами предстанут последовательность сотворения мира Богом и пути, ведущие от Бога к человеку. Если же двигаться в противоположном направлении, от подножия Древа к вершине, то перед нами окажется путь восхождения души к Богу.

Начинаем от подножия Древа Жизни и движемся вверх, вслед за “Змеем Мудрости”, обвивающим Древо кольцами своего тела. Это означает, что мы проходим все Пути: 22-й – чтобы достичь сефиры Йесод, 20-й и 21-й – чтобы достичь сефиры Ход, 17-й, 18-й и 19-й – чтобы достичь, сефиры Нецах, и так далее.

Продвигаться таким способом будет легче, если мы рассмотрим старшие арканы Таро в обратной последовательности.

21-й аркан – Мир – соответствует 22-му Пути, ведущему от сефиры Малькут (Земля) к порогу астрального плана Йесод. На этой карте изображена обнаженная пляшущая женщина, держащая в каждой руке по жезлу и окруженная гирляндой цветов. Она символизирует радость, легкость и освобождение, расставание с унылым земным бытием и вступление в высший мир. Это своего рода "малая смерть", каковой является и усмирение разума и тела в ходе каббалистических упражнений. Сатурн – планета смерти, а ясень, тис и кипарис ассоциируются со смертью и кладбищами. Крокодил олицетворяет переход с прочной и неизменной "суши" обыденной жизни в бегущие "воды" более тонкого и глубокого плана бытия.

20-й аркан – Суд. На этой карте большой крылатый ангел дует в трубу; услышав этот трубный глас, мертвые встают из могил. "Что же это звучит внутри нас, словно звонкие трубы, – спрашивает Уэйт, – и на что же это так чутко – почти немедленно, почти в мгновение ока – отзывается низшая часть нашей натуры?" Ответ на этот вопрос "желание", сексуальное либо духовное. Суд – карта устремлений и чаяний, карта тоски по лучшей жизни. Она принадлежит к числу нескольких карт в колоде Таро, символизирующих смерть и воскресение: человек обретает новую жизнь, пройдя через "малую смерть", освободив и преобразив свою земную природу. Крапива – символ жала смерти; красный мак – символ крови и смертного сна. Шин – буква Святого Духа, и в книге "Сефер Иецира" она связывается с Огнем, со страстным пламенем томления, возносящим ввысь божественную искру духа.

19-й аркан – Солнце. Солнце сияет над двумя детьми, которые весело играют друг С другом под высокой Стеной. Соответствующий каббалистический Путь ведет к сефире Ход (высшие умственные способности), Поэтому на карте Солнце изображено нисхождение света с небесных высот, ослепительного света истинной мудрости, которая освобождает разум от мелочных забот и ограничений окружающего мира. Этот свет очищает человека от приверженности догмам и условностям, начиная процесс, который продолжится в следующей карте. Каббалист все еще воспринимает себя как отдельное существо, однако которую символизирует Солнце. Беспощадным и зорким ястребом он взмывает к солнцу; цветком гелиотропа он следует за великим дневным светилом.

Переход от Солнца к 18-му аркану. Луне, – это переход от света к тьме. *** На этой карте изображена луна посреди ночного неба; капли крови падают с лунного диска на тропинку, ведущую вдаль и теряющуюся в глубине пейзажа между двумя башнями. Собака и волк воют на луну, а из озера на переднем плане выползает на сушу рак. Сумма цифр числа 18 равняется девяти; девятка – число инициации, представленной в символике этой карты как лишение девственности. Буква коф соответствует затылку, таким образом, эта карта Таро символизирует "подземное царство" разума и проникновение каббалиста в область неведомого. Капли крови – это растворитель (жидкость, растворяющая твердые тела). Он олицетворяет состояние "текучести" сознания, в котором растворяются и уносятся прочь все надежные и прочные опоры уверенности в себе, стандартных идей и привычных способов мышления. В этих потемках души обитают порождения фантазии и ночных кошмаров – иллюзии и обманы, сновидения и мечты. Собака и волк символизируют высвобожденные животные импульсы в человеке, а рак, согласно загадочному утверждению Уэйта, – это "безымянная и чудовищная склонность, которая хуже дикого зверя". С другой стороны, эта карта означает также сгущение тумана и образование твердых тел, формирование ребенка в материнской утробе и воплощение фантазий в жизнь. Путешественник по астральному плану находится в мире, который – по крайней мере, отчасти, – порожден его собственным воображением, однако здесь его фантазии вполне реальны, хоть и могут оказаться лживыми и опасными. На этом каббалистическом Пути маг постигает искусство изготовления талисманов, которые являются материальными воплощениями желаний и идей. Луна – владычица ночи и глубин сознания, а зодиакальные Рыбы (управителем которых в астрологии считается Юпитер) – знак созданий, плавающих в темных глубинах подводного мира.

17-й аркан – Звезда. Прекрасная обнаженная девушка льет воду из одного кувшина на землю, а из другого – в озеро. За ее спиной цветут деревья и кусты, а над ее головой сияет в небе большая звезда, окруженная семью маленькими звездочками. Таким образом, в общей сложности на карте изображено восемь звезд, а цифры ее номера ‘17’ – также дают в сумме восьмерку, число новой жизни. Девушка на карте – это сама Природа, возрождающая мир в весеннюю пору животворной водой. Кроме того, эта вода символизирует воды жизни в женском теле (выделения, обещающие блаженство) и воды жизни в сознании (нежный поток интуиции, дарующий надежду духу, измученному тревогами и сомнениями). Карта Звезда означает потенциальные возможности и ожидание, надежду на прекрасное будущее; ее часто ассоциируют с астрологией и другими способами предсказания будущего. Орел считается символом надежды потому, что он способен взлетать очень высоко. Зодиакальный знак Водолея в мифологии соответствует женственному красавцу Ганимеду, кравчему олимпийских богов. Зевс в облике орла некогда похитил его с земли и принес на Олимп; созвездие Орла на небе расположено неподалеку от созвездия Водолея.

16-й аркан – Башня. На этой карте изображена башня телесного цвета, увенчанная короной и рушащаяся под ударом молнии, С вершины башни падают вниз головой два человека. Перед нами -очевидный символ семяизвержения. Башня означает крах ложной философии, основанной на поверхностных представлениях, ибо, как замечает один комментатор, "здание науки, выстроенное на фундаменте ложной убежденности в том, будто человек изолирован от окружающего мира,- это башня лженауки". Момент обнаружения этого ложное представления символизирует медведь, весной возвращающийся к миру после одинокой зимней спячки. Кроме того, эта карта – символ дисциплины, испытания каббалиста на "преданность Ордену" (в противовес индивидуалистической изолированности). О сущности этого испытания можно догадываться по тому, что Кроули называет карту Башня "избиением младенцев" и "давильным прессом". Полынь и рута горьки, а Марс – планета насилия и разрушения. Каббалистические Пути следующих трех карт связаны с сефирой Тиферет, сферой жизненной силы.

15-й аркан изображает крылатого и рогатого Дьявола с острыми когтями, который держит на цепях мужчину и женщину. В Древнем Вавилоне число 15 было посвящено богине Ищтар, владычице любви между полами, и в нумерологии число 15 также тесно связано с сексом, при так называемом "оккультном сложении" пятерка, число секса и чувственности, дает именно 15(1 + 2 + 3 + 4+5=15); кроме того, 15 — это произведение пятерки и тройки, символа половых органов. Дьявола часто изображают в виде козла (Козерога); козел и осел – традиционные символы похоти. Дьявол – ЭТО возгордившийся ангел, который восстал против Бога и был за это низвергнут на землю. Карта Дьявол означает силу и власть в мире сем, а также гордость, честолюбие и сладострастие.

Название 14-го аркана – Умеренность – представляется довольно странным, если считать верной каббалистическую интерпретацию этой карты. Число 14 означает перемены и трансформации, ибо за четырнадцать дней Луна переходит от новолуния к полнолунию (или наоборот, от полнолуния к новолунию). Эта карта – высшая ступень карты Мир; связанный с ней каббалистический Путь соединяет Тиферет и Йесод. На ней изображена крылатая женщина, переливающая жидкость из серебряного сосуда в золотой. Серебряный сосуд-это Йесод (Луна), золотой -Тиферет (Солнце), а жидкость в этих сосудах – влага духовного лкстязя, который испытывает душа, поднимаясь с низшего плана на высший. Стрелец-охотник – это кентавр, полуживотное – получеловек, сочетающее в себе низшую и высшую природу. Лошадь и собака – традиционные спутники охотника; они также символизируют переход от низшего к высшему, ибо обучены помогать человеку. Охотник охотится за знанием, стремится обнаружить главную движущую силу вселенной, скрытую в глубинах его собственной природы. Тиферет – это сфера человеческого сознания, а Йесод – сфера подсознания. Карл Густав Юнг заметил: "Если направить внимание на подсознательное, то подсознание обнаружит свое содержимое, которое, в свою очередь, словно источник живой воды, оплодотворит сознание. Ибо сознание и подсознание, эти две половины нашей психической жизни, равно бесплодны до тех пор, пока отделены друг от друга".

13-й аркан – Смерть; на этой карте изображен скелет с косой. Смерть косит поле, на котором растут человеческие головы; на месте скошенных голов вырастают руки и ноги. Это символ смерти и возрождения Природы. Срубленные головы – это семена, которые падают в землю и из которых вырастают новые стебли – руки и ноги. Эта карта представляет начало процесса, завершающегося в следующем аркане и соответствующего алхимической стадии "putrefactic" ("гниение") – состоянию истощения и угасания духа, из которого рождается новая жизнь. Головы, символизирующие "высшую", цивилизованную и сдерживающую часть человеческой природы, падают в землю, сгнивают и порождают руки и ноги – цепляющиеся, хватающие, давящие, месящие, движущие силы "низшей" природы. Тринадцать – несчастливое число, поскольку оно на единицу больше числа двенадцать, символизирующего "полноту", а также потому, что на Тайной Вечере, после которой Иуда предал Христа, Христос был с двенадцатью апостолами (т. е. общее число сидевших за столом составляло 13). Однако распятый Христос воскрес к новой жизни, и потому 13 -также число некромантии, искусства оживлять мертвых. Выражение "восстать к жизни" вызывает очевидные фаллические ассоциации. В астрологии знак Скорпиона управляет половыми органами, а самим этим знаком управляет Марс -планета агрессивной энергии. Животные Марса – свирепый волк и ярко-красный омар. Жук символизирует бесконечное обновление Природы, так как древние египтяне считали скарабея (жука-навозника, скатывающего шарики из навоза и откладывающего в них яйца) эмблемой жизнепорождающего солнечного шара, воскресающего каждое утра Кроме того, жук – символ животворной силы навоза и "разлагающейся скверны" в глубинах человеческой натуры.

12-й аркан. Каббалистические Пути, связанные с арканами Повешенный и Справедливость, ведут к сефире Гебура, царству разрушительных энергий. Эта сефира символизирует Смерть и Страшный суд, уничтожение и изгнание ложного "я" перед сотворением истинного внутреннего "я"- По словам Уэйта, 12-й аркан. Повешенный, означает "возможность великого пробуждения" и намекает на то, что "за священной Мистерией Смерть, следует великолепная Мистерия Воскресения". Смерть – это врата жизни: не только жизни духа в высшем мире после смерти физического тела, но и жизни в земном мире, ибо новая человеческая жизнь зарождается поете символической "смерти" фаллоса при семяизвержении. Повешенный безвольно висит на виселице вниз головой; в жаждой руке он держит по мешку золота, а на лице его написано безмятежное довольство. Он символизирует угасшую страсть и завершение процесса, а в нумерологии 12 —число полноты, ибо С древнейших времен год и день делили на двенадцать частей, и, кроме того, у Христа было двенадцать учеников. *** Буква древнееврейского алфавита, связанная с Повешенным, – Мем, которая в книге "Сефер Йецира" ассоциируется с Водой (и вполне заслуженно, ибо и Мем, и современная буква М произошли, по-видимому, от древнеегипетского иероглифа со значением "вода"), Вода – это кровь почвы, носительница жизни и плодородия. Это "исток и источник", ибо древние мифы гласят, что все на свете произошло из воды и что хаос, из которого образовался мир, представлял собой беспредельный океан. Кроме того, вода символизирует "глубины" человеческой личности, равно как и змея и скорпион, живущие в темных, потайных местах. На стадии Повешенного мага захлестывают волны его внутреннего бытия. Ложное "я", разрушающееся в этом процессе, – это вся "надстройка" мировоззрения, установок, вкусов, приобретенных мыслительных и эмоциональных привычек, держащая в плену внутреннее "я", привычные ценности мага меняются на противоположные (недаром Повешенный висит вниз головой!), и вся эта "надстройка" рушится и рассыпается, освобождая путь "глубинным водам". Это -- воды плодородия, несущие в себе семя новой жизни, зародыш того, что может оказаться истинным внутренним "я" мага.

11-й аркан. Правосудие, – это суд над душой в загробном мире, происходящий после "смерти" Повешенного. На этой карте изображена женщина, держащая в правой руке меч, а в левой – весы. Она символизирует правосудие и справедливость в смысле точного равновесия. На стадии Правосудия адепт достигает состояния статичного равновесия: каждый составной элемент его натуры точно уравновешивается своей противоположностью. Ни одна идея, ни одно направление действий теперь не являются для него более предпочтительными, нежели другие, и каждой мысли или действию он противопоставляет ее противоположность. В сфере этого аркана маг проходит своеобразное "чистилище": он очищает свое истинное "я", отбрасывая конфликтующие склонности. Недаром растение, связанное с картой Правосудие, – горькое алоэ, из которого делают слабительное, очищающее желудок. Поскольку число 11 на единицу больше десяти, оно символизирует "новое начало". Аркан Правосудие содержит в себе концепцию истинного "я", представленную через оплодотворение женщины (изображенная на карте женщина) мужчиной (символы которого – меч и весы). На этой стадии адепт находится "в материнском чреве": оставаясь пассивным и инертным, он ожидает рождения в следующем аркане – Колесе Фортуны.

10-й аркан. Каббалистические Пути, соответствующие арканам Сила, Отшельник и Колесо Фортуны, ведут к сефире Хесед в царство созидательной силы, на стадии этих арканов формируется и растет истинное "я" мага. На карте Колесо Фортуны изображено колесо с семью спицами, на котором восседает ангел, держащий в одной руке меч, а в другой – корону. Это символ судьбы, рока, бесконечного циклического движения Природы, неотвратимых приливов и отливов жизни и смерти, роста и упадка, которым подвержены все вещи мира. Номер этой карты, 10, – число "всех вещей", а также число Юпитера, который был верховным божеством, царившим над всем миром, и которому были посвящены орел, парящий в небе, и дуб, глубоко уходящий корнями в землю. Колесо Фортуны представляет оккультный закон кармы, принцип "что посеешь, то и пожнешь". "Посеяв" истинное "я" на этапе Правосудия, маг "пожинает" его на стадии Колеса Фортуны. Рождаясь здесь, оно включается в непрестанно вращающееся колесо бытия. Эта карта также символизирует вмешательство человека в Природу; на связанном с нею каббалистическом Пути маг становится "Владыкой жизненных сил".

9-й аркан. Отшельник, – это старик в плаще, несущий фонарь и посох. Соответствующий ему каббалистический Путь соединяет сефиры Хесед (Отец) и Тиферет (Христос, Солнце, жизненная сила). Уэйт говорил, что в этой карте "сочетаются образы Древнейшего из Древних и Солнца Мира". Замкнутый в себе и оторванный от мира. Отшельник тем не менее дарует свет другим людям и Служит им путеводной звездой. Связанная с ним буква Йод – это символ фаллоса и творческой силы. В плане сексуальной символики Отшельник означает мастурбацию (истинное "я" достигает отрочества, маг обнаруживает в себе Мастера). Совершенный и самодостаточный, одинокий и девственный. Отшельник соответствует растениям с белыми цветками – символам чистоты и отстраненности, сам же он символизирует плодовитость абсолютной уверенности в своих силах.

8-й аркан – Сила. На этой карте изображена женщина, с усилием смыкающая челюсти льва. Сила ~ это высшая ступень аркана Башня; она также символизирует дисциплину. Вспомним формулу Алистера Кроули: "Зверь, соединенный с Женщиной". Эта причудливая оргиастическая формула связывает противоположные сферы, соединяя любовь и милосердие (Хесед, женщина) с жестокостью и ненавистью (Гебура, лев). Неестественное превосходство женщины над львом подразумевает, что речь идет о весьма суровой дисциплине, т. е. о подчинении чему-то непривычному и неприятному. "Природа попрана Магией; мужчина стал животным, женщина осквернена". Трепет возбуждения и постижение этой суровой дисциплины – лишь начало восхитительного экстаза, который достигнет кульминации в следующему аркане (Колесница) и прорвет преграды, мешающие высвобождению истинного "я".

7-й аркан. Арканы Влюбленные и Колесница соответствуют каббалистическим Путям, ведущим к сефире Бина через пропасть, отделяющую три высшие сефирот от остальных, пропасть между человеком и Богом. Современные оккультисты придерживаются того ‘уточненного’ значения 7-го аркана. Колесница, которое ввел Элифас Леви. На этой карте изображен всадник на колеснице, запряженной двумя сфинксами, черным и белым. В старинных колодах Таро (в том числе и в колоде Карла VI) колесница была запряжена лошадьми. Лошадей заменили на сфинксов, дабы показать, что колесничий разгадал великую загадку Сфинкса. Черный и белый сфинксы символизируют те противоположности, которые маг обуздал внутри самого себя. Колесница украшена лингамом – символом единения полов. Рак и черепаха, способные жить как на суше, так и в воде, опять, же заключают в себе идею единства противоположностей и намекают на свершающийся переход мага от "низшего", человеческого состояния к "высшему", божественному. Колесница – это высшая ступень Повешенного. В процессе этой "малой смерти" адепт погружается не в глубины собственного "я", а в жизнь вселенной. Чтобы достичь божественного состояния, он должен умереть как индивид и отождествиться со всей вселенной, т. е. с Богом, Он уничтожает свою смертную человеческую личность и возвращается в утробу сефиры Бина, или Вавалон, – Великой Матери и Великой Блудницы. Аркан Колесница соответствует алхимической стадии "экаальтации" – получению Философского Камня, растворению человека в божестве. Этому сопутствует состояние высшего эмоционального и духовного напряжения, завершающегося экстазом, в котором маг покидает пределы своего ограниченного "я" и объединяется со всеми вещами (сфинкс – четыре элемента плюс "квинтэссенция"). Это своего рода вывернутое наизнанку причастие: маг вливает себя в золотую чашу великой Вавалон. "Излей свою кровь – жизнь свою – в золотую чашу блуда ее, – говорит Кроули в "Liber Cheth" ("Книге Хет"; Хет – буква древнееврейского алфавита, соответствующая аркану Колесница). – Смешай свою жизнь с жизнью всеобщей. Ни единой капли не оставляй себе, пролей все без остатка".

6-й аркан. Влюбленные, известен в нескольких вариантах. В старинных колодах на этой карте иногда изображали мужчину, делающего выбор между двумя женщинами, а иногда – молодую чету с ребенком или с купидоном. Но в варианте Уэйта на ней изображены обнаженные Адам и Ева в Эдемском саду: это означает, что пропасть, отделяющая человека от Бога, была преодолена сотворением человека по образу и подобию Божию. Значения этой карты также весьма разнообразны: любовь и невинность, искушение, свобода воли, выбор. Но в первую очередь она символизирует объединение противоположностей. Чтобы пересечь пропасть, лежащую на пути к Единому, человек должен уравновесить и примирить противоположности, заключенные в нем самом. Равновесие и союз противоположностей представлен в облике Адама, и Евы, которые изначально были единым существом. Символами этого аркана служат также зодиакальный знак Близнецов, сорока и все помеси и гибриды в животном царстве. Карта Влюбленные намекает на то, что маг, пересекая пропасть, совершает выбор, аналогичный тому, который совершили Адам и Ева, – выбор между повиновением и неповиновением высшему закону. Избрав самоуничтожение, маг "возродится" в будущем, вступив на каббалистический Путь, соответствующий аркану Императрица. Если же он откажется от этой возможности, то станет Черным Братом и замкнется от всего мира в прочной скорлупе собственного эгоизма. "Такое существо постепенно распадается из-за недостатка пищи и под медленным, но верным воздействием тяготения всей остальной Вселенной, несмотря на все свои попытки изолироваться, защититься и расширить сферу своей власти путем хищнических действий. Правда, некоторое время он может процветать – но, в конце концов, неминуемо погибнет. Кроули считал, что именно такая судьба постигла Макгрегора Мазерса; другие были убеждены, что эта участь не миновала самого Кроули.

5-й аркан. Каббалистические Пути, связанные с арканами Императрица, Император и Иерофант, ведут к сефире Хокма, представляющей активный творческий принцип Бога. 5-й аркан носит имя Иерофант – "открывающий святыни"; иногда встречается также название "Папа". Эта карта – символ мага, достигшего духовной власти и авторитета. Иерофант соответствует алхимической стадии "проекции", на которой совершенная субстанция Философского Камня смешивается с "неблагородным" металлом и превращает его в золото. Этот аркан олицетворяет вмешательство божественного начала в земную жизнь (высшая ступень Колеса Фортуны). Иерофант держит ключи небес и ада – символ познания добра и зла. Правая рука его поднята в жесте благословения, который называют "знаком посвящения в таинства": большой, указательный и средний пальцы подняты вверх, безымянный и мизинец – прижаты к ладони. Это – знак различения между ‘верхом’ и ‘низом’, Богом и человеком, золотом и "неблагородным" металлом. Папа – это понтифик, что по-латыни означает "строитель мостов"; таким образом, он устанавливает Связь между всеми перечисленными противоположностями. В графическом Символе зодиакального знака Тельца – совмещены символы Солнца и Луны – и: ‘верх’, откуда изливается свет, и ‘низ’, который отражает этот свет. Планета-управитель Тельца – Венера, поэтому Иерофант, поднимающий руку в жесте благословения, символизирует "безличную идею Любви". 4-й аркан. Император, – это своего рода оборотная сторона, "альтер – эго" Иерофанта. Он повелевает материальными вещами и символизирует светскую власть, правительство, организацию, закон и порядок, внешнюю форму и структуру вещей. Он восседает на троне и держит в руке скипетр. Ручки трона в форме бараньих голов указывают на связь этого аркана с зодиакальным Овном -знаком мужественной энергии и власти. Император – это Бог или человек, организующий порядок и определяющий форму вещей. Это Маг, который "объявил свой закон" и властвует над всем материальным миром. Связанная с этим арканом сова – птица Афины, воинственной богини мудрости; а сефира Хокма – это Мудрость Бога. На карте 3-го аркана – Императрица – изображена светловолосая беременная женщина с улыбкой на лице. Соответствующий каббалистический Путь соединяет Хокму и Вину, активный и пассивный, мужской и женский аспекты Бога. Императрица соотносится с Венерой, богиней Природы и любви. Лебедь – символ удовлетворенного желания: фаллическая шея этой птицы соединена с телом, напоминающим по форме женские половые органы. Императрицу часто отождествляют с "женой, облеченной в солнце" из Откровения Иоанна. Она олицетворяет красоту, наслаждение и плодородие, безмятежную жизнь Природы. Ее беременность символизирует переход божественного начала от бесконечного состояния к конечному в процессе сотворения мира. Такую же трансформацию должен испытать маг, чтобы достичь сефиры Хокма. В сфере Вины он слился с божеством и стал бесконечным. А на Пути, ведущем от Бины к Хокме, он рождается снова как существо, одновременно и конечное, и бесконечное.

2-й аркан. К сефире Кетер (Бог), конечной цели каббалиста ведут Пути, соответствующие Шуту, Магу и Жрице. 2-й аркан – Жрица, называемая также Папессой. На этой карте изображена темноволосая девушка, увенчанная тройной тиарой и полумесяцем. Она восседает на троне между двух колонн – черной и белой. Эти колонны – символы двойственности, полярных противоположностей и женщины. Между колоннами – завеса, символизирующая девственность. Каббалистический Путь этого аркана ведет от сефиры Кетер (Бог-Отец) вниз, к сефире Тиферет (Иисус Христос), поэтому в христианском толковании Жрица – это Дева Мария. А в оккультной интерпретации – это гнозис, совершенное знание Бога, и врата небес (а потому 2-й аркан соответствует Луне, которая также считается "вратами небес", будучи ближайшим к Земле небесным телом). Чтобы стать Единым, мужчина должен "овладеть девственницей", т. е. примирить противоположности своей натуры и уничтожить свою двойственность. 1-й аркан. В аркане Шут маг уничтожает двойственность действий, в аркане Маг – двойственность намерений. А на стадии Жрицы он уничтожает двойственность мысли. Совершенное познание Бога для каббалиста – это полное познание себя самого. В терминах современной психологии Жрица – это девственное бессознательное или подсознание. "Оно, так сказать, сокрыто завесой, И только когда мы сорвем эту завесу или проникнем за нее посредством концентрированных импульсов, рождающихся в самосознании, можно будет высвободить и актуализировать творческие силы подсознания". Эта формулировка соответствует упомянутому выше Оккультному представлению о том, что "все покоится на принципе стимуляции инертного, но заключающей в себе все потенциальные возможности Путь Императора на Древе Жизни является продолжением Пути аркана Дьявол. Его называют "Солнцем Утра", что содержит в себе намек на Люцифера – Утреннюю Звезду. Аркан Иерофант также не лишен отрицательных черт: Симон Волхв утверждал, что силы, сотворившие мир, навязали человечеству стандарты морали, дабы подчинить его своей власти. А Элифас Леви указывал, что рука иерофанта, поднятая в жесте "посвящения в таинство", отбрасывает тень, форма которой напоминает рогатую голову Дьявола.

Наконец, во главе старших арканов стоит 0-й аркан – Шут. На этой карте изображен человек в шутовском костюме. Он несет узелок на палке и приближается к краю обрыва. Он гонится – за пестрой бабочкой, не глядя, куда идет, и следующий его шаг будет шагом в пропасть. У ног Шута – странное животное, похожее на большую кошку. В старинных колодах Таро животное кусало Шута за ногу. Этот аркан соответствует первому каббалистическому Пути (ведущему от сефиры Кетер ко всем остальным сефирот) и первой букве древнееврейского алфавита – Алеф. В книге "Сефер Йецира" Алеф соотносится с Воздухом. Орел – владыка воздуха, и форму орла имел древнеегипетский иероглиф со значением "воздух". Шут – это символ глупости или безумия, однако его безумие божественно. Воздух символизирует дух, потому Шут – Дух Божий, готовый снизойти "в ничто (сорваться с обрыва) в начале творения. С другой стороны, Шут – это ставший совершенным дух человека, приближающегося к Единому. Единое охватывает собой все вещи и свободно от всех ограничений. Оно содержит в себе все качества и в то же время лишено каких бы то ни было качеств, ибо приписать Ему какое-либо свойство значило бы ограничить Его. Шут – это ноль, который заключает в себе все, но сам – ничто. Он так же свободен, всепроникающ и невеществен, как воздух и дух. "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь. Откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа".



Эзотерические копилочки "Тароисследования" и "Заметки Таролога"…

оформлено © likagordasky
Flag Counter

Комментариев нет:

Отправить комментарий